Конспект под расческу

0
4
Экзамен в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков
Экзамен в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков.
Кафедра марксизма-ленинизма. 1980-е г.г.

Как известно, «от сессии до сессии живут студенты весело»! И нам, курсантам Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков 1980-х, в те годы тоже жилось и училось весело!

Особенностью высшего и военного в т.ч. образования в советские годы было тотальное идеологическое воспитание, которому придавали чересчур важное значение. В ходе изучения «политических» предметов мы должны были не только слушать лекции, участвовать в семинарах, но и самостоятельно изучать работы классиков марксизма-ленинизма, наших генсеков, а также материалы партийных съездов и конференций.

Изучение этих работ по рекомендованному списку также заключалось и в их обязательном конспектировании. Этакое самостоятельное письменное изложение с основными тезисами и мыслями. Конспекты представляли собой большие 96-листовые тетради, без которых потом на экзамен можно было даже не приходить — это был обязательный идеологический атрибут.

И если уж за какой-нибудь дисциплинарный проступок снижали оценку на экзамене на один балл (типа у тебя теория расходится с практикой), то уж отсутствие конспекта с работами классиков можно было вообще приравнять к саботажу коммунистической идеологии.

На такие экзамены мы приходили каждый с зачеткой и с таким конспектом. Тетради сразу складывали в стопку на столе у экзаменатора, и пока мы готовились по своим билетам, экзаменатор внимательно их просматривал.

Экзамен в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков
Экзамен в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков.
Кафедра марксизма-ленинизма. 1980-е г.г.

Но так как мы, как и все студенты в то время, тоже жили и учились весело, то, понятное дело, конспектирование каких-то там классиков марксизма и ленинизма постоянно откладывалось на потом. Впоследствии все это выливалось в обращении к товарищам-отличникам: «Друг, дай переписать!» в последнюю ночь перед экзаменом.

Но эти работы мало было переписать, нужно было это переписывание еще как-то и изложить по-своему хоть чуть-чуть (типа рерайт по-современному!), чтобы не так заметно было. Да и большой проблемой в ночь перед экзаменом становился дефицит уже написанных конспектов, с которых можно было что-то списать — и мы занимали очередь друг за другом!

Мой однокашник, Игорь Шермазан, решил эту проблему нагло, гениально и просто! Он брал чистую тетрадь, разноцветные ручки и расческу. Да-да, обыкновенную расческу! И по ней как по линейке проводил волнистые отрывистые линии разной длины.

Заголовки выделял красным, кое-где подчеркивал зеленым, а потом проходил «по тексту» расставляя в разных, случайных местах палочки и хвостики, имитируя буквы р,у,д,в и т.п…. Главной его целью было заполнение «текстом» всей тетради и составление более-менее читабельного содержания и оглавления работ.

За одну ночь конспект был готов. Получалось примерно такое, типа «Государство и революция» В.И. Ленина (мой пример сейчас не выразителен, но у однокашника-рационализатора это было просто супер, да и расческа у него, видимо, особенная была!):

Конспект под расческу

На экзамене Игорь сдавал свой «конспект» вместе со всеми и готовился по билету. Преподаватель, доходя до его творчества, листал тетрадку, сверяя содержание с оглавлениями работ, морщился и, качая головой, со вздохом произносил: «Ну и почерк же у вас, товарищ курсант!» И в итоге ставил тройку, а иногда даже и четыре. На что Игорь, мне кажется, совершенно не обижался! 🙂






ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here